Экспертная оценка качества или Качественная оценка экспертов
Оглавление
Экспертная оценка качества или Качественная оценка экспертов
Страница 2
Страница 1 из 2
Качество есть качество" . Качество в отличие от количества не измеряют, а
оценивают. Существуют две формы оценки качества: лингвистическая и
количественная. В первом случае качество определяют словами: например, "качество
высокое", "среднее", "низкое" и т.д. Во втором случае качество оценивают по
некоторой условной шкале числом к (0 < к < м, где м — высший балл в
числовой оценке качества). Например, 5 как в российской или 100 как в английской
школах.
Для оценки качества привлекаются эксперты. Мы к такой оценке качества уже
прибегали, когда пытались характеризовать параметры пожарного ведра (см. рис.
3.31 и 3.32). Экспертной оценке качества могут быть подвергнуты товары и услуги,
проекты и законы, знания и квалификация, выступления фигуристов, гимнастов или
вокалистов и многое другое. Как ни ругают качественные, а не количественные
оценки в некоторых видах спорта, вспоминая при этом скандалы на соревнованиях,
экспертные оценки жюри остаются единственным мерилом выступления многих
спортсменов. Не говоря уже о людях искусства и о различных творческих
конкурсах...
В повседневной жизни при принятии решения можно исходить из лингвистической
оценки качества: мы, например, покупаем хороший чай или газонокосилку высокого
качества и т. д. Однако есть такие задачи, в решении которых лучше
руководствоваться количественной оценкой качества. Кроме того, обычно
лингвистические оценки строятся на основе экспертных количественных оценок. Так,
качество выпускника английского университета и достоинство диплома, который он
получает, определяется по следующей шкале, представленной в табл. 4.11.
Таблица 4.11. Шкала оценки качества диплома
Средний балл в интервале оценок по 100-балльной шкале |
Достоинство диплома (лингвистическая оценка) |
90—100 |
С отличием |
85—90 |
Первой ступени А |
80—85 |
Первой ступени Б |
70—80 |
Второй ступени |
Менее 70 |
Обычный |
Независимо от объекта, качество которого подлежит экспертной оценке, методика
ее получения в основе своей одинакова.
На рис. 4.29 показана оценка качеств некоторой рукописи книги по Mathcad,
сделанная по пятибалльной шкале разными рецензентами (таблица Excel, внедренная
в Mathcad-документ), проиллюстрированная двумя диаграммами, глядя на которые
можно сделать лишь один вывод о том, что качества отдельных семи сторон рукописи
более соответствуют друг другу, чем качества отдельных пяти рецензентов.
Но оценку качества можно делать не только качественно (прошу прощения за
тавтологию), но и количественно, цифрами. Для этого рассмотрим задачу оценки
деловых качеств руководителя (менеджера). Для оценки потребуются модель качества
менеджера, эксперты и математическая обработка результатов работы экспертов.
Модель качества специалиста может быть представлена в виде некоторого набора
важнейших качественных параметров (качеств), характеризующих его
профессиональный уровень, личностные, деловые качества и предопределяющих
успешную работу в рассматриваемой сфере деятельности.
Допустим, что этот набор включает следующие качества:
- уровень и качество образования, опыт практической работы;
- эрудицию, знания и умения в своей и смежных сферах
деятельности;
- обучаемость и способность обучать;
- культурный уровень, моральные стандарты;
- физическое и психологическое здоровье, возраст;
- характер, отношение к окружающим;
- умение руководить;
- амбициозность, стремление к лидерству; -
способность к риску;
- динамизм, способность оценивать и принимать изменения
внутренней и внешней среды.
Рис. 4.29. Графическое сопоставление качеств рукописи и рецензентов
Пред. - След. »