Задача о компьютерах
Оглавление
Задача о компьютерах
Страница 2
Страница 2 из 2
Если с первым решением все ясно (можно изготовить максимум 120 компьютеров;
какой стоимостью и в каком раскладе — мы еще обсудим), то второе нужно
дорабатывать: цифры плана выпуска компьютеров следует округлять. Дело в том, что
функция Maximize не умеет возвращать решение задачи целочисленного линейного
программирования, и мы уже на это посетовали (см. рис. 3.17). Не совсем умеют ее
решать и специально созданные для этих целей программы — вспомним, как в среде
Excel решалась задача о краске (см. рис. 3.21).
Целочисленное решение, максимизирующее количество компьютеров, получилось,
можно сказать, случайно.
Ничего не остается делать, как прибегать к методу перебора. Именно он
использован для решения задачи о компьютерах, которое приведено на рис. 3.24 и
3.25. В программах реализованы три вложенных цикла— по числу типов компьютеров,
максимальное количество которых подсчитать несложно: 62 штуки — С2 (лимит по
комплектующему № 3), 20 — сз (по № 2) и 12 — С4 (по №4).
Примечание
В программах фиксируются все планы выпуска компьютеров, максимизирующие их
число (120 штук) или стоимость (875 600 у. е. — эту цифру можно определить
предварительно, отыскивая один план из многих возможных).
Что дал перебор и чего не дал бы другой метод решения задачи целочисленного
линейного программирования? Оказывается, планов выпуска 120 штук компьютеров
целых 156. Можно выпускать не только 100 первых и 20 третьих типов компьютеров
(решение, найденное на рис. 3.23), но и 75, 25, 15 и 5. Стоимость компьютеров
при этом увеличивается с 560 000 до 782 500 у. е. (см. последний, 155-й столбец
на рис. 3.24).
Функция Maximize "спрятала" от пользователя оптимальный план. Более того,
если на рис. 3.23 в качестве начального приближения дать оптимальное первое
приближение (75, 25, 15 и 5), то Maximize упорно вернет старый результат — 100,
0, 20 и 0 компьютеров.
На рис. 3.24 выведены первые и последние столбцы матрицы план, содержащей все
156 планов выпуска компьютеров общим числом 120, но с разной стоимостью: от 560
000 у. е. (100, 0, 20 и 0 компьютеров разного типа) до 782 500 у. е. (75, 25, 15
и 5 компьютеров).
Рис. 3.24. Решение задачи о максимальном числе компьютеров
Еще более интересное решение получается при максимизации стоимости
компьютеров (рис. 3.25). Дело в том, что при решении задач линейного
программирования, как правило, оперируют только неотрицательными значениями
переменных (см. ограничение с>0 на рис. 3.23). Но при ско задача может быть сформирована с таким дополнением: "Купи на стороне компьютеры
первого типа, разбери их, а дефицитные детали пусти на производство более
дорогих машин".
Рис. 3.25. Решение задачи о максимальной стоимости компьютеров
Стоимость компьютеров даже с учетом расходов на приобретение машин первого
типа может быть выше, чем при традиционном решении. Так и получилось— см. рис.
3.25: матрица План содержит только 2 столбца с "нормальным" решением (нулевой
столбец: 1, 60, 5 и 10 компьютеров и 3-й столбец: 1, 56, 3 и 11 компьютеров).
Максимальная стоимость (883 800 у. е.) получается тогда, когда на стороне
покупается 27 компьютеров первого типа.
Метод перебора становится незаменим в том случае, когда задача о компьютерах
перестает быть линейной. А это случается, если поставщик комплектующих делает
скидку при покупке оптом, например.
Но, как правило, метод перебора должен сочетаться с аналитическими методами —
с "мозговой", а не "компьютерной" атакой. Яркий пример такого сочетания— решения
задачи о минимальном (оптимизация!) числе красок для раскраски политической
карты мира, например. Суть задачи в том, что соседние государства не должны быть
окрашены в один цвет.
Ясно, что трех красок для этого будет мало. А достаточно ли четырех?! Ответ
на этот "топографический" вопрос был найден так. Сначала "мозговой атакой" было
доказано, что все, даже самые замысловатые границы можно свести к ограниченному
числу типов карт, а потом на компьютере простым перебором эти "типичные типы"
были раскрашены с использованием только четырех цветов. Но до сих пор в разных
научно-популярных журналах публикуются "замысловатые" контурные (незакрашенные)
карты с утверждением, что их нельзя закрасить четырьмя красками. Но потом
оказывается, что это были первоапрельские шутки.
Метод перебора находится как бы в некотором динамическом равновесии. С одной
стороны, растет быстродействие компьютеров, что расширяет применимость этого
метода. Но и сложность решаемых задач (число независимых переменных и их
разброс) также меняется...
« Пред. - След.