Intro

© Дизайн-центр
"3D Интерьер"

Тел/факс
(095) 415-0426 

(звонить с 10.00 до 18.00)

E-mail: torgdesign@narod.ru

Новости

 3D

ИНТЕРЬЕР

Д          И           З        А         Й            Н

  Pyramid

21.11.2006 — Российские студенты не в курсе процесса

Участники всероссийской студенческой конференции по присоединению России к Болонскому процессу заявили, что не хотят учиться на бакалавров, не признают непрерывного образования, не знают, что такое образовательные кредиты и не могут учиться за рубежом. Уже в 2010 году Россия присоединится к Болонскому процессу.

В четверг студенты российских вузов собрались на конференцию по проблемам своего участия в Болонском процессе. Слушания показали, что их готовность приобщиться к ценностям еврообразования близка к нулевой.

Уже предварительное изучение реализации российскими вузами образовательных «европроектов» 2005 года подтвердило, что «результаты совсем не те, на какие мы рассчитывали», — признала главный специалист Национального фонда подготовки кадров Наталья Шутова. Те же результаты дали исследования 2006 года, проведенные Госуниверситетом — Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ): большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу: видит в ней больше минусов, чем плюсов, не располагает информацией, а то и превратно представляет себе многие стороны процесса.

Причем непонимание и отторжение его основополагающих идей идет как на уровне руководства и преподавателей вузов, так и студентов.

Сопротивление вузов, заявил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, вызвано как объективными, так и субъективными причинами. С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализацией и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе — профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой, отметил он, в вузах идет «сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса — открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе». «Это сопротивление — болезненный признак», — подчеркнул он. По словам Кузьминова, «российская система образования — одна из самых закрытых для потребителей в мире». Результаты мониторинга ГУ-ВШЭ, свидетельствуют, что лишь 50-60% российских вузов вывешивают свои учебные планы на интернет-сайтах, а финансовые документы и программы отдельных курсов — менее 20-30%. «Это — нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой», — считает ректор ГУ-ВШЭ.

Препятствуют одному из главных преимуществ участников Болонского процесса — мобильности студентов — и чрезмерно жесткие учебные планы вузов.

Студентам, решившим поучиться пару семестров в европейском вузе, приходится брать академический отпуск, а то и отчисляться из «родного», а по возвращении сдавать все пропущенные предметы: сданные за рубежом ему не зачтут. Мешает мобильности наших студентов и незнание иностранных языков. В России, в отличие от всего мира, языки учат не в школе, а в вузах, либо самостоятельно, подчеркнул Кузьминов. Поэтому те, кто не имеют на это средств (а их около 50%), практически отсекаются от возможности учиться в Европе.

Впрочем, российские студенты и по другим параметрам не готовы влиться в ряды участников Болонского процесса.

Большинство из них, подтвердили результаты опросов, просто не знают, что это такое.

Так, о двухуровневом образовании по схеме «бакалавр — магистр» не слышали 20% опрошенных, об академической мобильности и участии студентов в управлении вузами — 50%, о кредитных единицах — более 90% респондентов.

Те же, кто представляют себе основные принципы еврообразования, не видят в них ничего хорошего.

Так, лишь около 5% российских студентов хотели бы получить степень бакалавра. Подавляющее большинство по-прежнему хочет учиться 5 лет и закончить вуз с квалификацией специалиста, а еще 36% хотят получить степень магистра. «Быть просто бакалаврами боятся и предпочитают степень магистра. Она дает и более качественное образование, и большую востребованность на рынке труда», — констатировали авторы исследования «Болонья глазами студентов».

Студенты признают, что в бакалавры и в самом деле идти не хотят.

Западная схема непрерывного образования (выучился на бакалавра — поработал — доучился на магистра — поработал — получил МВА — поработал и т.д.) не подходит для российских реалий. «У студентов нет доверия к постепенному образованию», — заявили они. Помимо опасений «все забыть» между двумя учебами, студенты боятся введения платного обучения в магистратуре. А «в ситуации общей нестабильности очень опасно остаться недоделанным бакалавром: их не берут на работу», — подчеркнули они. Поэтому в России учатся не «всю жизнь по чуть-чуть», а «сразу — и много», и другого в ближайшее время не предвидится, пришли к единодушному выводу участники студенческой конференции по Болонскому процессу.

Что касается системы образовательных кредитов (зачетных единиц), то российские студенты явно не рвутся набирать их, а если и берут, то не те, что нужнее для будущей специальности, а те, что легче сдать (около 50%). Причем положительно относятся к этой идее только студенты с высокой успеваемостью. «Возникает большой вопрос, насколько российские студенты готовы самостоятельно выбирать себе программу обучения и способны ли они сделать разумный, обоснованный выбор», — констатировали авторы исследования ГУ-ВШЭ.

Не стремятся российские студенты и к самоуправлению. В отличие от западных сверстников, они предпочитают роль ведомых, показали исследования.

Единственное, что наши студенты оценили из всего болонского набора — возможность уехать учиться за границу.

Это хоть сейчас готовы сделать 72% респондентов, правда, только в случае, если за поездку заплатит кто-то другой (госбюджет, фирма, принимающая сторона). И так, чтобы не очень надрываться на учебной ниве. «Эдакая турпоездка за чужой счет», — подвели итог авторы исследования.

По материалам сайт gazeta.ru


Создание уникального интерьера, который будет работать на Вас, привлекая к Вам все новых и новых посетителей - задача посильная Дизайн-центру "3D Интерьер".


Hosted by uCoz