30.05.2006 — Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал одним из самых радикальных проектов, который затрагивает всю систему образования — от школы до вуза
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал одним из самых радикальных проектов, который затрагивает всю систему образования — от школы до вуза. И хотя эксперимент длится уже шесть лет, специалисты в области образования до сих пор расходятся в оценках ЕГЭ — нужен он или нет? Об этом в преддверии очередной экзаменационной страды корреспондент «ВМ» решил побеседовать с Владимиром Филипповым, ректором Российского университета дружбы народов, одним из энтузиастов ЕГЭ.
— Владимир Михайлович, а какие задачи призван решить ЕГЭ?
— Положение сегодня таково, что дети из малообеспеченных семей, семей бюджетников (врачей, учителей) в регионах не имеют возможности поехать в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города для поступления вуз. Так вот, чтобы покончить с подобной ситуацией, которая, к слову, характерна только для России, и было принято решение начать эксперимент с ЕГЭ. В этом случае абитуриенту не нужно отправляться в дальние края сдавать экзамены, что и далеко, и дорого.
Но важно и другое. Сейчас мы заставляем детей сдавать две серии экзаменов: сначала выпускные, а потом вступительные. Зачем все это? Тем более что при поступлении в вуз школьный аттестат не учитывается. Система, построенная по принципу «сами учим — сами экзамены принимаем», порочна в корне. Школа должна учить, а экзамены должна принимать система, независимая и от школы, и от вуза. Такой системой может быть ЕГЭ.
Одним словом, ЕГЭ, с одной стороны, дает объективную картину знаний, а с другой — облегчает поступление в вузы молодежи из регионов. При этом ЕГЭ не исключает и другие формы отбора будущих студентов — олимпиады, творческие конкурсы и др.
— Но правомерно ли использование ЕГЭ для всех дисциплин? Например, нужно ли тестирование по литературе?
— ЕГЭ никогда не сводился только к тесту. Любой экзамен состоит из трех частей. При этом только часть «А» может относиться к тестам. А по литературе надо писать сочинение на какую-то тему. Безусловно, при составлении вопросов возможны ошибки, ляпы, но от этого не застрахована любая система экзаменов.
— Но при традиционной форме экзамена есть возможность посмотреть в глаза абитуриенту...
— Уверен, чаще всего кое-кто хотел бы заглянуть не в глаза, а в карман родителей абитуриента…
— Но пока желающих сдавать ЕГЭ не очень много...
— А желающих сдавать любой экзамен всегда немного! А ситуация с ЕГЭ еще хуже. Директора школ, учителя не хотят, чтобы выпускники сдавали экзамены независимой комиссии, боясь испортить свои показатели. Никто — ни учитель, ни ректор — не заинтересован в ЕГЭ. Заинтересован только ребенок — сдать экзамены один раз и отправить результаты в 30-40 вузов. Поэтому и нужно работать в интересах ученика.
К сожалению, в Москве из-за пассивного отношения к ЕГЭ педагогов и администрации очень мало детей его сдают. Поэтому выпускники в регионах, сдав ЕГЭ, могут послать результаты в десятки вузов, а москвич, для которого сдача ЕГЭ носит добровольный характер, такой возможности лишен. В лучшем случае он может успеть сдать документы в 2-3 института.
— В Интернете некие фирмы предлагают ответы на вопросы ЕГЭ-2006. Такое возможно?
— Это стопроцентное мошенничество! Купить ответы невозможно.
— Вы поддерживаете отмену льгот для медалистов?
— Медаль никакого влияния при поступлении в вуз играть не будет. ЕГЭ автоматически ликвидирует все льготы.
— Сколько, на ваш взгляд, нужно времени, чтобы ЕГЭ стал обязательным для всех?
— Планировалось сделать его обязательным к 2006 году, но теперь назначена новая дата — 2008 год. Скажу только, что эксперимент слишком затянулся. Он длится уже шесть лет — такого еще не было. Пора определяться и принимать политическое решение.
|